Моделями являются схемы графики чертежи

Моделями являются схемы графики чертежи
Моделями являются схемы графики чертежи
Моделями являются схемы графики чертежи

Одним из основных профессиональных средств художественного конструирования является графическое изображение. Оно служит своеобразным инструментом мыслительной деятельности проектировщика. Графика позволяет моделировать в чистом виде форму, компоновку, конструктивную схему и оптимальные технологические и эргономические характеристики изделия. Поэтому графическое моделирование необходимо на всех этапах проектирования. По сравнению с макетированием графическое моделирование отличается простотой и доступностью.

Оно обеспечивает мобильность процесса проектного поиска, наглядность проектных преобразований, соответствие проектной идеи содержанию, обеспечивает систематичность, логическую последовательность развития проектного замысла. Диапазон проектногра-фических изображений довольно широк и может варьироваться от условных графических схем до натуралистических рисунков, которые по качеству изображения превосходят технические возможности фотографии.

Основными типами графических изображений являются: наброски, поисковые рисунки, эскизы, демонстрационные рисунки и чертежи.

Набросок - обобщенное изображение, для которого характерны условность, лаконичность, передача только основного и типичного, без проработки всех деталей. Главное - это легкость и быстрота изображения.

Пример наброска.

Наброски необходимы при подготовке к более тщательному композиционному рисунку. Они носят в основном информационный характер и служат для изучения прототипов, их окружения, для фиксации особенностей формы, пластики, пропорций.

Наброски могут выполняться как по памяти, по воображению, так и с натуры. Цель наброска с натуры (или зарисовки) обычно - не только зафиксировать предмет, а подметить те особенности, которые отличают его от других сходных предметов. Набросок по памяти - как бы зафиксированная зрительная память - особенно бывает необходимым для изучения движущейся натуры. Наиболее сложным является выполнение наброска по воображению: здесь необходимы знания структурного и пластического построения формы объектов, а также перспективы развитого чувства ракурса; необходимо умение изображать поверхности сложных форм, расположенных в пространстве, и т. д. В зависимости от графических средств наброски могут быть: контурными, которые хорошо передают конструкцию формы, перспективные построения, или контурно-тональными, живописно-тональными, которые точнее передают объемность, цветофактурные, фактурно-пластические характеристики формы.

Линия - основное средство выражения, она может быть прерывистой, «трепетной», «воздушной», «стремительной». Штрих или заливка используются для передачи тона, фактуры. Цветность, материальность поверхностей объекта в черно-белых набросках передается различной формой штрихов, разнообразием их характеров, сочетанием штрихов и заливки, что расширяет тональный масштаб. Градация полутонов, их взаимосвязь здесь приобретает решающее значение.

Наиболее достоверно объем, светотень и цвет передаются в живописно-тональных набросках. Формы становятся более реальными и ощутимыми. Штрих и заливка концентрируют внимание, обобщают и выявляют главные места.

Техника набросков во многом определяется выбором материала и инструмента. Обычно используют карандаш, фломастер, перо, тушь, реже - акварель, уголь, соус и т. д. В работе пером преобладают линия и штрих, абрис играет основную роль. Кисть дает более общие тоновые пятна, контур практически отсутствует; кистью легко передать светотень. Работая тушью или акварелью, проще передать материальность объекта, передать объем.

Поисковый рисунок - это чаще всего монохромное обобщенное изображение, позволяющее быстро зафиксировать появившуюся в результате анализа идею, решать композиционно-графические задачи, формировать компоновку, прорабатывать отдельные узлы, конструктивные сечения и т. д. При этом используют не только методы рисования, но и черчения; можно применять различные инструменты и приспособления, позволяющие выполнять рисунок быстро и достаточно точно.

Поисковые рисунки первоначальной компоновки содержат в себе основные узлы проектируемого объекта, на этом этапе углубляться в проработку мелких узлов и второстепенных деталей не следует. По мере разработки первоначального замысла возникают новые варианты решения, уточняются и совершенствуются форма и детали. Обычно выполняют нескольно вариантов компоновок, отличающихся принципом размещения и взаимодействия основных элементов.

От поискового рисунка художник-конструктор переходит к эскизу, который отличается степенью проработки. Назначение эскиза - представить определенную стадию поиска в более законченном виде. В эскизах, которые выполняют более продолжительное время, творческий процесс создания объекта переплетается с самим процессом рисования. Эскиз дает более полное представление об изделии, так как выполняется с достаточной точностью, наглядностью и выразительностью. Эскиз - это этап становления художественно-конструкторской идеи, которую уже можно вынести на обсуждение.

Демонстрационный рисунок - это технический рисунок, предназначенный для представления завершенной формы. Если в эскизах художник-конструктор, занятый поисками решения, ориентируется на собственный глазомер, то демонстрационный рисунок выполняется с помощью методов перспективного построения. При этом могут привлекаться все виды изобразительных средств для выявления формы, отдельных деталей, материалов и фактуры поверхностей.

Демонстрационный рисунок обычно выполняют на отдельном планшете, более крупным, чем эскиз. Основной объект, как правило, делают центром композиции. Есть немало отработанных приемов для выделения композиционного центра:

Главное изображают в укрупненном масштабе и (или) в центре планшета.

При многоплановой композиции основное изображают на переднем плане.

Используют контрастное решение линейных и плоскостных тональных отношений объекта и фона.

Подбирают освещенность таким образом, чтобы главный объект четко вырисовывался, а второстепенные, вспомогательные элементы- условно и мягко (размыто).

Расположение изображений выполняют линейным, ведущим зрителя к центру композиции.

Желательно показывать одно и то же изделие в разных ракурсах, сохраняя композиционный центр за изображением, наиболее полно раскрывающим форму.

Часто в проектной графике совмещают показ общих форм объекта с показом отдельных деталей и конструктивных решений. Размещение элементов изображения может быть свободным, но сохраняющим композиционное единство в пределах данного формата. Важно помнить, что композиционную основу составляет содержание изображений, логическая взаимосвязь проекций, а формальные приемы композиции (ракурс, симметрия, ритм, контраст, распределение светотеней, перспектива, цвет и т. д.) служат лишь средством выражения этого содержиния.

Для правильного композиционного расположения изображений на планшете следует помнить некоторые правила. Одним из основных правил построения графики является уравновешенность. Проще всего она достигается симметричным расположением изображений с учетом плотности изображения, количества их и тональности. Большое значение для уравновешивания композиции играет смысловое значение каждого элемента изображения. Знакомые формы и предметы задерживают на себе больше внимания, поэтому их изображение помогает уравновесить более громоздкие, но второстепенные по смыслу элементы. Большую роль в равновесии играет распределение тональных масс: варьируя «весомостью» (плотностью и площадью пятна) и расположением тональных пятен, можно добиться полного равновесия композиции рисунка.

Рекомендуется в нижней части рисунка располагать более тяжелые предметы и тональные массы, поскольку нижняя часть воспринимается как более устойчивая по сравнению с верхней. Для создания чувства устойчивости можно использовать светотень и распределение цвета.

Для передачи динамичности не следует движущийся объект помещать в центре. Усилению эффекта динамичности помогает свободное пространство перед объектом, которое как бы указывает направление движения. Динамично выглядит изображение, размещенное на диагонали планшета, так как она - самая длинная из прямых линий и имеет наклон, который тоже может усиливать эффект движения.

Светотональная характеристика рисунка может помочь раскрыть глубину пространства, выявить пространственную диагональ и подчеркнуть движение.

На динамичность композиции влияет и выбор точки зрения на объект. Ракурсы с низкого горизонта выдвигают объект на передний план и укрупняют его в сравнении с остальными элементами, под объектом появляется больше свободного пространства, создается впечатление легкости и свободы. При выборе ракурса с верхней точки объект как бы прижимается к земле, при этом ощущение динамичности уменьшается.

Кроме рисунков при проектировании используют чертежи. Это, прежде всего, чертежи компоновки и внешнего вида изделия. Чертеж компоновки, выполняемый самыми простыми графическими средствами, позволяет получить представление о размещении узлов и агрегатов, что ведет к выявлению формы, пропорций и масштаба объекта. В связи с этим обычно параллельно с чертежом компоновки ведется проработка формы в эскизах и поисковых моделях. Когда появляется уверенность, что предлагаемое решение принципиально возможно, выполняют окончательный чертеж компоновки.

На последующих стадиях разработки (эскизный, технический проект) чертеж компоновки прорабатывают более детально с повышенной точностью, изображение зрительно насыщается, усложняется, вводятся обозначения, при этом обычно увеличивается масштаб.

Первые чертежи компоновки выполняют на кальке карандашом или фломастером, можно и углем, пастелью. Прозрачность кальки позволяет быстро менять и уточнять варианты простым наложением одного листа на другой. При этом выполняется необходимое количество проекций, которые стараются не загромождать большим количеством размеров.

На последующих стадиях чертеж выполняется в линейной графике, чаще всего тушью. Штриховым или тональным пятном выделяется наиболее существенное для данного этапа. Цвет вводится редко, поскольку этот чертеж компоновки обычно размещается на одном планшете с общим видом в цвете.

Общий вид объекта чертят на этапах предложения и эскизного проекта. Окончательный вариант, согласованный с чертежом компоновки и моделью, выполняют предварительно на кальке, а затем переносят на планшет. Число проекций выбирают по соображениям максимальной ясности.

Наиболее распространенные способы выполнения чертежей общего вида - это отмывка тушью с последующей покраской акварелью, техника гуаши или темперы с использованием ручного набрызга или аэрографа. Часто используют сочетание отмывки с техникой гуаши или темперы. Не следует увлекаться проработкой фактуры блестящих поверхностей металла, стекла и т. п. Характер изображения на чертежах общего вида должен быть сдержанным, соответствовать действительной пластике формы и передавать цвето- и светотеневые градации предельно точно. Масштабные элементы (деревья, люди) выполняют условно и лаконично.





Моделями являются схемы графики чертежи Моделями являются схемы графики чертежи Моделями являются схемы графики чертежи Моделями являются схемы графики чертежи Моделями являются схемы графики чертежи Моделями являются схемы графики чертежи Моделями являются схемы графики чертежи

Тоже читают:



Как сделать поросенка из пласт бутылок

Делай из шаров своими руками на свадьбу

Что подписать книгу в подарок образец

Поделки из картона и бумаги своими руками 6 класс

Детская шапочка для девочки 1 года схема